Сначала разберемся, а может, и немного запутаемся с вопросом:
Кто такой «внедренец»? На мой взгляд, это смесь аналитика, IT – специалиста и психолога. Все эти
роли должны быть проявлены в нем в той или иной мере.
Откуда он появляется?
Как ни банально это звучит, но оттуда, откуда и все люди – от мамы и папы. А вы
думали по-другому? Потом их выкармливают, в меру воспитывают. Они ходят в
садик, потом в школу, а потом и в высшее учебное заведение, а может даже и не
одно. Вот так как-то просто и стандартно. Жаль, что их пока не научились
клонировать.
Каким образованием
должен обладать? Во внедрение приходят люди из разных профессий и с разным
образованием. Но желательно иметь профильное образование по предметной области информационной
системы (экономика, финансы, делопроизводство) или образование в IT области. Хотя при
современном уровне доступности знаний, и при хорошей мотивации, за полгода
можно стать хорошим специалистом в любой предметной области, за исключением,
наверное, высокоточных наук и медицины.
Какими навыками должен
обладать? А вот тут остановимся по подробнее и разберем более детально.
Мы не будем
изобретать велосипед заново, а для начала воспользуемся теми требованиями и
навыками, которые Карл Вигерс в своей книге «Разработка требований к
программному обеспечению» определил как обязательные для аналитика. Внедренец работает в разных ролях, но
большую часть времени он работает все-таки в роли аналитика (бизнес-аналитика,
системного аналитика).
Вот какие обязательные навыки он приводит:
●
«Умение
слушать. Активное слушание подразумевает устранение помех, сохранение
вежливой позы и зрительный контакт. Вам нужно моментально схватывать, что
говорят люди, и уметь читать между строк, чтобы обнаружить вещи, о которых они
стесняются говорить. Важно не только то, что вам говорят, но и то, как вам это
говорят.
●
Умение
опрашивать и задавать вопросы. Большая часть информации извлекается из
беседы с людьми, и поэтому аналитик должен уметь общаться с разными людьми и
группами. Встречаются разные собеседники: кто-то желает рассказать все, что
знает и даже не по теме, кто-то отвечает только на конкретные вопросы, кто-то
выдает желаемое за действительное. И только с помощью правильных вопросов из
огромного потока информации можно выявить существенные требования.
●
Навыки создания комфортных условий
общения. Умение организовать дружескую атмосферу — один из необходимых
навыков аналитика. В комфортных условиях всегда лучше работается.
●
Умение
наблюдать. Наблюдая за тем, как пользователь выполняет свои обязанности или
работает с имеющимся приложением, опытный аналитик выявит моменты, о которых
пользователь даже не упомянул. Наблюдательность помогает направить дискуссию в
новое русло, чтобы выявить дополнительные требования, о которых никто ничего не
сказал.
●
Стрессоустойчивость.
В процессе работы появляется огромное количество информации (часто
противоречивой) и данных. Аналитик должен быть к этому готов, уметь
сориентироваться в новых условиях, не поддаваться панике.
●
Умение
анализировать и обрабатывать информацию. Аналитик имеет дело с большим
объемом беспорядочной информации, собранной на первом этапе. Способность
обрабатывать большой объем информации и анализировать его позволит
структурировать данные и выстроить ясную и четкую картинку.
●
Умение
решать проблемы и разрешать конфликты. В проекте может работать большое
количество заинтересованных лиц и участников проекта, каждый из которых имеет
свой взгляд и видение. Аналитик должен обладать умением выслушать все стороны,
обобщить информацию, принять оптимальное решение и убедить стороны в его
правильности.
●
Умение
вести переговоры. Аналитик должен уметь организовать людей с разными
интересами для совместной работы, и уверенно чувствовать себя в разговорах с
сотрудниками, занимающими разные должности в организации.
●
Умение
работать в команде. Он должен уметь работать в команде, доверять своим
коллегам и осознавать ответственность перед ними, выполняя свою часть работы.
●
Творческий
подход. Аналитик — не просто стенографист, записывающий все высказывания
клиентов. Внедренцы изобретают новый удобный функционал ИС. Отличный аналитик
творчески подходит к делу».
Еще необходимо добавить:
●
Знание предметной области ИС.
Внедренцу, хорошо знающему предметную область, легче общаться с клиентами и
понимать их. Также ему удается выявить невысказанные предположения и неявные
требования. Если внедренец работает с
системой бухгалтерского учета, он должен знать практику бухучета на уровне квалифицированного
бухгалтера, если с системой финансового учета, то на уровне квалифицированного
финансиста. Если же внедряется система электронного документооборота, то
внедренец должен разбираться в процессах, которые автоматизируются на
предприятии. Например, в делопроизводстве, особенностях договорной работы и
т.д.
●
Знание в
области проектирования и разработки ИС. Внедренец должен иметь представление
о жизненном цикле ПО, о методологиях разработки, об основах системного анализа,
о нотациях и инструментах проектирования и моделирования, о теории реляционных
БД.
Выводы:
1. Вы
скажете «Ого какие требования!» и «Да таких спецов на свете не бывает». Да,
хорошим внедренцем стать трудно, но возможно, и примером тому служат мои
коллеги.
2. Что
же все-таки делать, чтобы приобрести все эти навыки и знания? Путь только один
– это постоянно учиться, и применять полученные знания на практике. Очень
хорошо в этом помогает изучение положительного опыта ваших старших коллег.
Можно даже выбрать, кого-нибудь как пример, и все делать как он. И тогда, с
большой вероятностью, вы станете таким же профессионалом. Также необходимо
изучать материалы по теме, например, можем вам посоветовать раздел,
посвященный внедрению, на ресурсе ECM-Journal.ru.
Да не иссякнет никогда источник вечного наслаждения
внедренца – улыбки и радость довольных пользователей заказчика.
Автор: Касаткин
Михаил,
консультант-менеджер отдела консалтинга и внедрения корпоративных систем
управления НПО «Компьютер»
Комментариев нет:
Отправить комментарий