25 марта 2011 г.

"Через тернии к звездам"

Елена Истомина
Директор департамента корпоративных систем управления


У американцев есть убеждение, что раз в 5 лет надо менять работу, а японцы приветствуют работу на одном предприятии всю жизнь. В России каких-то устоявшихся правил на данный счет нет, каждый решает для себя. Кто-то хочет стабильности и некоторого покоя, кто-то регулярной «смены декораций».

Следующий вопрос: можно ли что-то менять для себя на одном предприятии или для этого обязательно надо регулярно менять место работы?
Я работаю в НПО «Компьютер» уже 18 лет и за это время успела поработать по следующим специальностям:
● Разработчик
● Консультант по внедрению
● Технический писатель
● Преподаватель
● Специалист телемаркетингового центра
● Менеджер по продажам
● Руководитель проекта внедрения
● Руководитель отдела внедрения
● Руководитель отдела внутреннних технологий
● Директор департамента корпоративных систем управления.


Конечно, я перечислила должности в тех формулировках, которыми они называются в НПО «Компьютер» сейчас. Раньше такого четкого разделения не было, да и уровень текущих специалистов по каждому направлению сейчас кардинально другой. Но я все попробовала, работая в одной компании!

Я пришла в компанию в 1993 году еще на 3-м курсе ИжГТУ, где училась на программиста.И поначалу занималась именно программированием. Но очень быстро стало понятно, что помимо того, что программу нужно разработать, ее еще нужно задокументировать, обучить пользователей и внедрить.

Это сейчас у нас есть технология внедрения и за каждым проектом закрепляется команда, включающая руководителя проекта, консультантов и разработчиков. На первых проектах внедрения порой приходилось работать в одиночку, выполняя функции и руководителя проекта, и консультанта, и разработчика, на ходу меняя систему, прямо у заказчика. Первые документации тоже рождались не просто и печатались на матричном принтере под копирку.

Конечно, качество продукта и внедрения было тогда далеко от текущего, но и заказчик в 90-х годах был менее требовательным. Найти тогда информацию по управлению проектами в библиотеке было почти не реально, а Интернета (вы не представляете!) – не было. Зато именно на личном опыте, а не на теории, рождались все наши технологии, которые сейчас соответствуют мировым стандартам и высоко оцениваются нашими заказчиками и партнерами.

Когда несколько «любимых» первых клиентов в Ижевске были освоены, встал вопрос о поиске новых. Вот тут то и состоялись первые массовые обзвоны предприятий, затем выездные семинары. На тот момент сотрудников все еще было немного, поэтому к крупным заказчикам мы часто ездили вместе с Генеральным и исполнительным директорами. Уже тогда стало понятно, что самый убедительный элемент продажи – это понимание проблем клиентов и раскрытие их решения с помощью нашей системы.

Кстати, системы тоже менялись. Сначала это была программа для расчета зарплаты, потом комплекс «Мини бухгалтерия», а уж потом Комплексная автоматизированная система (КАС) «Бизнес Люкс».
В 1997 году я стала руководителем отдела внедрения. А это означало, что теперь я должна думать не только о своей работе и проектах, но и о своих сотрудниках и успешности всех проектов внедрения компании. Пожалуй, это был для меня переломный момент. Именно тогда я начала понимать, чем же занимается руководитель. Отдел получился дружный и работал эффективно, так что, надо полагать, с задачей я справилась.

Менялся и уровень заказчиков. КАС «Бизнес Люкс» внедрялась уже в таких крупных компаниях как АВИСМА (ныне филиал корпорации «ВСМПО-АВИСМА), Пермтрансгаз (ныне «Газпром трансгаз Чайковский) и ОАО «Удмуртнефтепродукт». Вот тут уже не обошлось без выстраивания технологии управления проектами внедрения. К тому же число сотрудников стало активно расти.

Только мы освоились с КАС «Бизнес Люкс», развили ее функционал до уровня ERP-системы и отладили технологию внедрения, как было принято решение развивать автоматизацию документооборота. Мне достался первый проект по внедрению системы DIRECTUM (которая тогда была еще подсистемой КАС «Бизнес Люкс») и адаптация технологии внедрения. В последствие выделилась система DIRECTUM и компания DIRECTUM, а отделы разработки и внедрения разделились на 2 направления.

Когда в 2005 году я, ненадолго отлучившись, вернулась из второго декретного отпуска, руководство уже почувствовало, что компания сильно выросла, и внутренние процессы тоже требуют внимания. Поскольку отдел внедрения КАС «Бизнес Люкс» на тот момент отлично функционировал и без меня (с новым руководителем), я стала руководителем отдела внутренних технологий. В функции отдела вошли оптимизация внутренних процессов компании и создание информационной системы для их поддержки.

Развитие системы DIRECTUM тем временем шло очень успешно. Возникло желание активизировать и развитие направления КАС «Бизнес Люкс». И я вернулась к «старому» направлению, но уже в новой роли: директора департамента корпоративных систем управления. В департамент вошли отделы разработки, внедрения и продвижения. Правда и внутренние технологии оставить пока не удалось.

Если вы думаете, что активная работа с семьей не совмещается, то вы ошибаетесь. Детей у меня двое, и я не думаю, что они чувствуют себя обделенными вниманием. Хватает времени на спорт и другие хобби.


Когда я пришла на работу, компания насчитывала 6 человек и занимала 2 комнаты, а сейчас наша численность перевалила за 260 человек, и площадь офисов меряется тысячами квадратных метров. Но общий дух компании и принципы корпоративной культуры, по моим ощущениям, практически не изменились. Всё также - это молодой и дружный коллектив, постоянное развитие, а значит, напряженная работа.

Сейчас я опять учусь! В результате активной работы в декабре 2010 года мы выпустили на рынок новый продукт – систему бюджетирования и управления финансами Prestima. А в связи с необходимостью выводить продукт на рынок, приходится вникать в задачи по маркетингу, изучать современные способы продвижения через Интернет и т.д.

Как и 18 лет назад мне очень интересно работать. Разница только в том, что теперь интересные задачи для себя и сотрудников мне приходится придумывать самой. А сложность этих задач постоянно растет, и справится с ними в одиночку даже самому талантливому руководителю не под силу. От консультантов требуется не просто рассказать пользователю о системе, но и оказать консалтинговые услуги заказчику, выстроив оптимальным образом его бизнес-процессы. От разработчиков требуется не только спроектировать и разработать систему, но и отслеживать тенденции развития средств и методов разработки и администрирования. От специалистов по продвижению – не только провести презентацию системы, но и изучать конкурентов, оценивать потребности заказчиков.

Я работаю с отличной командой специалистов, которые учатся и растут вместе со мной, а я – вместе с ними. И от этого работа становится действительно удовольствием.

Елена Истомина

Комментариев нет: