25 мая 2016 г.

Откровения бизнес-аналитиков в ИТ

В поиске ответа «Кто такой аналитик?» первым делом давайте обратимся к Википедии: Анали́тик — специалист, занимающийся изучением аналитических исследований и обобщений в определенной сфере деятельности, который в совершенстве владеет методами анализа, обычно способен прогнозировать процессы и разрабатывать перспективные программы развития. 
Определение крайне запутано и фактического ответа на вопрос не дает. В этом материале мы расскажем о том, кто же такой аналитик в ИТ. Расскажем о специфике его работы: о задачах, которые он выполняет и с кем взаимодействует в ходе своей работы. Откроем секреты успешности аналитиков в нашей компании и, конечно, вы узнаете о том, с какими сложностями приходится сталкиваться им в своей работе. 
Для того чтобы вы смогли получить точное описание особенностей работы в НПО «Компьютер» мы попросили наших аналитиков из разных отделов рассказать о тонкостях своей профессии.

Наталья, бизнес-аналитик на пресейле. 
Аналитик – это человек, который знает всё. А если чего-то не знает, то знает, как узнать (в том числе, где, у кого, когда, какими средствами). Аналитик в ИТ – это интерпретатор пожеланий в требования к системе, переводчик с языка заказчика на язык разработчика.

Главное в аналитике – это умение смотреть на задачу широко и с разных ракурсов. Чтобы приобрести это умение важно изучать множество литературы, постоянно общаться с экспертами в разных областях, интересоваться новостями и тенденциями в этой сфере. Еще одно важное качество – это умение общаться с людьми любого уровня. Без таких качеств, как: коммуникабельность, умения слушать и слышать, располагать к себе – просто не обойтись!

Вы можете смело пробовать для себя сферу аналитики, если:

  • Вы готовы с легкостью изучить любую тему вдоль и поперек 
  • Без труда можете проанализировать полученную информацию 
  • Сделать выводы и зафиксировать их в доступном и понятном виде :) 

Моей задачей, как аналитика на пресейле, является методическая поддержка с точки зрения возможностей системы, анализ и «расшифровка» требований заказчика и многое другое.

Аналитику на пресейле важно ориентироваться во всей структуре нашей компании, чтобы в нужный момент обратиться точно к нужному сотруднику. Поэтому я регулярно налаживаю новые связи с коллегами из всех отделов. Чаще всего я взаимодействую с отделами продаж, отделами внедрения и отделами разработки. Менеджеры по продажам являются моими внутренними заказчиками. Разработчики и архитекторы привлекаются для анализа и оценки технических требований, проработки архитектуры системы и проектирования вариантов реализации решения. Руководители проектов консолидируют оценку аналитика и разработчика в спецификацию на внедрение системы. Результаты командной работы передаются менеджеру по продажам и уже на их основании он готовит коммерческое предложение для заказчика.

Работа аналитика невероятно интересна и разнообразна, нам никогда не бывает скучно! Ежедневно мы решаем задачи разных уровней сложности из разных областей. И хоть наша компания обладает многолетним опытом и знаниями, всегда найдется тема, которую еще никто не изучал. Разобраться в такой теме с нуля – одна из самых непростых задач, с которой сталкивается аналитик. Но удовольствие от получения новых знаний и наработки полезного для всей компании опыта – огромно!

Елена, бизнес-аналитик на этапе разработки и внедрения. 
Аналитик – это специалист, который может быстро погрузиться в предметную область, выявить требования заказчика, расставить приоритеты и донести их до разработчиков, чтобы они уже сделали тот самый продукт, который хотел заказчик (а не такой, как в популярном комиксе). У него должно быть горячее сердце по отношению к работе и холодная голова, чтобы не идти на поводу всех «хотелок» заказчика. Аналитик несет ответственность наравне с разработчиками за конечный продукт.

Аналитик всегда должен задавать вопрос «для чего?», «какая бизнес-цель покрывается?» и т.д.

Он должен видеть продукт сверху и во взаимоотношениями с другими продуктами/модулями/системами. Если появляется новая «фича», то прежде чем ее прикрутить он должен проанализировать, а как это повлияет на другой функционал. Несомненно, аналитик должен уметь общаться с разными людьми и задавать правильные вопросы и всегда слышать заказчика.

Что касается меня, то я и не технарь в чистом виде и не гуманитарий. Во мне намешано и то, и другое. Я не пришла сразу в аналитику, я прошла путь от консультанта по внедрению СЭД, руководителя проекта до бизнес-аналитика. И это мне, несомненно, помогло. Я стала разбираться в технических особенностях внедряемых продуктов, получила умение быстро погружаться в предметную область, собирать требования, научилась организовывать работы по внедрению информационных систем. Поэтому я считаю, что путь до аналитика может проходить, например, через определенные ступени, как у меня. Но, если вы уже сейчас чувствуете, что можете выполнять функции аналитика, то проходить по таким ступеням не обязательно. Всему можно научиться, было бы желание!

Я участвую в разработке новых решений, развитии стандартного функционала системы, реализации заказных проектов.
При разработке новых решений моя задача погрузиться в предметную область, выявить требования, описать основные сценарии и совместно с разработчиком реализовать решение, после разработки провести тестирование на соответствие требованиям. Далее поддерживать и развивать его на протяжении всего его жизненного цикла.

Для выпуска новых версий системы необходимо анализировать замечания и пожелания, решения конкурентов, разбираться в трендах. Моя задача провести анализ и предложить решения для включения той или иной «фичи» в стандартный функционал системы.

На заказных проектах моя задача – помогать участникам проекта найти грамотное решение задачи. По возможности постараться уложить требование заказчика в стандартный функционал системы. А если приходится делать доработки функционала, то проанализировать его корректность и удобство для использования.

Самое сложное в работе аналитика – не потеряться во множестве задач. Бывает такое, что одновременно идет несколько проектов и каждому нужно уделить должное внимание. Нужно уметь правильно планировать свое время и не паниковать. Я работаю над этим. :)

Аналитики – это еще и постоянные авторы на наших информационных ресурсах, стендисты на выставках и конференциях, яркие участники мероприятий для студентов и опытных специалистов нашего города. А для того чтобы еще больше узнать об аналитиках, посмотрите видео об их работе в НПО «Компьютер»: 






Комментариев нет: