24 апреля 2012 г.

Тестирование Prestima: пара секретов и немного эмоций

Что происходит с любой системой после того, как она разработана, код дописан, поставлена точка? Сразу ли система попадает в руки пользователей? А вот и нет! И далеко не все знают, что же на самом деле происходит с любым программным обеспечением на данном этапе. Именно об этом мне хотелось бы вам рассказать. И как вы уже успели догадаться, речь пойдет о тестировании системы Prestima.

Немного о самом процессе. И так, написание кода закончено, основная часть работы программиста завершилась, что дальше? Дальше в работу вступают отважные тестировщики и начинают потихоньку проверять систему: открываются ли записи справочников, можно ли добавить новую запись, удалить, сформировать отчет и т.д. Но самое интересное, на мой взгляд, начинается потом, когда тестировщик на пару недель влезает в шкуру пользователя и тестирует систему, имитируя работу пользователя. Вы спросите «А что это за люди такие, эти ваши тестировщики? Можно ли доверять качеству их работы?». Это не программисты, это люди с экономическим образованием, с соответствующим опытом работы в области экономики и финансов. Мы не понаслышке знаем специфику функционирования разных предприятий, самые «проблемные» места бизнес-процессов. Наша задача при тестировании – не просто выявить и с помощью программистов устранить все ошибки в работе системы, а сделать так, чтобы работа пользователя была максимально эффективной, чтобы все «фишки» и «бантики», задуманные перед началом разработки, были работоспособными.

Расскажу пару примеров из практики тестирования технического решения «Prestima + DIRECTUM: Казначейство предприятия». Я побывала в шкурах инициатора платежей, финансиста, генерального директора и т.д. Как инициатор платежа я отправляла заявку на финансирование в задачке DIRECTUM, через некоторое время я проверяла, могу ли я посмотреть состояние моей заявки. Да, это можно сделать хоть в самой заявке, хоть в тексте задачи DIRECTUM. При этом для согласования нет необходимости каждый раз открывать саму заявку, можно всего лишь открыть задачу, что минимизирует действия согласующих. Как финансист я работала с согласованными заявками, с платежным календарем. Устранение кассовых разрывов, формирование реестра платежей. Как быстро отправить реестр платежей на согласование и подпись? Всего лишь закрыть сформированный в Excel реестр! Работает? Реестр сохраняется как документ в системе DIRECTUM? Вкладывается в задачу? Задача отправляется в работу? Нет? Пишем программистам. И вот теперь это работает! И снова процесс согласования. Реестр согласован. Формируются ли автоматически платежные поручения для передачи в Клиент-банк? Да! Какая радость, что мне не надо формировать документы вручную, перебивая, как белка, данные из одного документа в другой. Идем далее, оплата проведена. Я знаю, что инициатору платежа должно прийти уведомление об оплате. Не приходит. Почему? Поле «Инициатор» не было заполнено. Значит надо сделать так, чтобы пользователь не забыл его заполнить, а ещё лучше, чтобы оно заполнялось автоматически. И снова я иду к программистам. И так по каждому процессу, по каждому полю.

Чтобы все заработало идеально, каждый тестировщик был вынужден отправить примерно по 100 задач на согласование платежей, сформировать и отправить по 50 реестров платежей и т.д. Работа достаточно рутинная, требует внимательности к мелочам. Но лично я получала большое удовольствие от процесса тестирования, зная, что получится в результате. А в результате наша разработка, наше решение на базе двух систем сильно облегчает работу многим пользователям. Легкость работы пользователей - наша радость!

Евгения Микешкина.

Комментариев нет: